Новости

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей

24

ноября

2020

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

 

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

 

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

 

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

 

Основные мероприятия:

 

  • Посещение квартир неблагополучных семей совместно с участковыми инспекторами УВД, проведение анализа условий проживания подростков.
  • При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними немедленное обращение работников педагогического коллектива в органы внутренних дел и прокуратуру.
  • Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.
  • Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.
  • Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.
  • Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.

 

Методические рекомендации для родителей

  

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

 

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

  

Методические рекомендации для педагогов

 

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

 

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

 

Эмоциональное состояние

 

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

 

Поведение

 

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

 

Интеллект

 

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

 

Взаимоотношения с окружающими

 

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

 

Физическое состояние

 

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;

 

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

 

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

 

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

 

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

 

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

 

Последовательность действий педагога

  

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

 

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

 

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

Психолого-педагогические правила  организации общения между учителем и учениками

  

  1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

 

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

 

  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

 

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

  

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

   

Родителям:

  

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию наказания помогут следующие рекомендации:

 

Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

 

Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

 

  • Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  • Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  • Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  • Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
  • Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  • Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  • Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

 

ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ  ВАШИМИ ДРУЗЬЯМИ

 

  • Задумывались ли вы над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью? 
  • Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь или ворчите? Никогда? Иногда?
  • Помните, что эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений.
  • Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям, или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
  • А вот если вы будете общаться с детьми как с лучшими друзьями, ваши отношения придут в норму.
  • Поставьте себя на место детей. Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Или чтобы внимательно выслушали и поняли ваше состояние? 
  • Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Это свойственно детям, как, впрочем, и взрослым. Если родители не умеют слушать ребенка, то он будет искать слушателя в лице других, а у родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребенком.

 

Жестокое обращение с детьми: что это такое? 

 
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. 
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся: 
o открытое неприятие и постоянная критика ребенка; 
o угрозы в адрес ребенка в открытой форме; 
o замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; 
o преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; 
o ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; 
o однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся: 
o отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; 
o отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми. 
o неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; 
o наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; 
o безработица, постоянные финансовые трудности; 
o постоянные супружеские конфликты; 
o статус беженцев, вынужденных переселенцев; 
o низкий уровень культуры, образования; 
o негативные семейные традиции; 
o нежелательный ребенок; 
o умственные или физические недостатки ребенка; 
o «трудный» ребенок.

 

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 

Административная ответственность.

 

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 

Уголовная ответственность.

 

Российское уголовное законодательство ( Уголовный кодекс РФ) предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 

Примеры:

- ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),

- ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),

- ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в

 состоянии аффекта),

- ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),

- ст.116 (побои),

- ст.117 (истязание),

- ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

- ст. 131 (изнасилование);

- ст.132 (насильственные действия сексуального характера);

- ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),

- ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

- ст. 135 (развратные действия);

- ст.125 (оставление в опасности);

- ст.124 (неоказание помощи больному);

- ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

- ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

-  ст. 110 (доведение до самоубийства);

- ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

 

Гражданско-правовая ответственность

 

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

 

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

Основные формы жестокого обращения с ребенком

 

Педагоги в школе, работая с родителями, свое временно могут решать отдельные проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации, ад реса специалистов и т. п.).

 

Одна из типичных ситуаций - жестокое обращение с ребен ком. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

 

  1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответст венными за их воспитание, физических повреждений, которые мо гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

 

Возможные признаки физического насилия;

 

-  множественные повреждения, имеющие специфический ха рактер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, крово излияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);

-  задержка физического развития;

-  признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не опрятный внешний вид, сыпь);

-  отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реаги рование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

-  боязнь идти домой после школы;

-  одиночество, отсутствие друзей;

-  болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;

-  заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

-  псевдовзрослое поведение;

-  лживость, воровство, жестокое обращение с животными;

-  склонность к поджогам;

-  побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алко голя, наркотиков.

 

Особенности поведения родителей или попечителей, позволя ющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:

 

-  противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;

-  позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициа тива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-  перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

-  неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;

-  отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-  невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;

-  признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);

-  высказывание большой обеспокоенности собственными про блемами, не относящимися к здоровью ребенка;

-  воспоминание о пережитых в детстве наказаниях.

 

  1. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сек суальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный кон такт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.\

 

Возможные признаки сексуального насилия:

 

-  характерные особенности внешнего вида ребенка (поврежде ние генитальной, анальной или оральной области, повреждение кожи груди или бедер, следы спермы на одежде, коже);

-  заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, ва гинальные или анальные кровотечения;

-  резкие изменения веса (потеря или прибавка);

-  замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

-  изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (появление форм поведения, характерных для более младшего возраста);

-  несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;

-  жалобы на боли в животе;

-  ночные кошмары;

-  беспричинные нервно-психические расстройства, депрес сии, низкая самооценка, суицидальные попытки или выска зывания.

 

  1. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, по стоянное или периодическое психологическое воздействие, приво дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физи ческая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и воз можностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воз действие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

 

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

 

-  задержка физического и умственного развития;

-  наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);

-  нервные тики, энурез, нарушение аппетита;

-  беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-  склонность к уединению, неумение контактировать с дру гими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая са мооценка;

-  агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискиваю щее, угодливое поведение;

-  плохая успеваемость.

 

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

 

-  оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ре бенка;

-  отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;

-  постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

-  негативная характеристика ребенка;

-  отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным род ственником;

-  перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи;

-  открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

 

  1. Пренебрежение основными нуждами ребенка (мораль ная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основ ных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, оде жды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); от сутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.

 

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышлен ным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

 

Возможные признаки моральной жестокости:

 

-  низкий рост или отставание в физическом развитии;

-  низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, дос таточном питании (например, во время пребывания в больнице);

-  задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;

-  повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;

-  частая заболеваемость вялотекущими хроническими и ин фекционными заболеваниями;

-  санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-  утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-  постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;

-  стремление любыми путями, вплоть до нанесения самопо вреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания;

-  подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;

-  агрессивность, импульсивность;

-  отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщест венное поведение, вплоть до вандализма;

-  плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;

-  регрессивное поведение;

-  трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.

 

  

Жестокость - это оружие слабых!

Каждый имеет право жить,

 не испытывая насилие!