Новости

Полезная информация от Роспотребнадзора

29

августа

2024

Правильные сборы в школу

Сейчас мы расскажем вам о простых, но очень важных моментах, на которые стоит обратить внимание, подготавливая ребенка к новому учебному году.

Хотелось бы начать с определений терминов, что такое рюкзак и ранец.

Рюкзак — это заплечный мешок с двумя ручками, отделениями на молнии и чаще всего без каркаса. Он предназначен для подростков: у них уже сформировалась осанка.

Ранец — это рюкзак с жестким каркасом и эргономичной спинкой. Такой вариант обычно и предлагают младшеклассникам.

А теперь подробнее о рюкзаках. Они должны быть не выше плеч ребенка, обязательно должны иметь регулируемые ручки (лямки), не менее 4 см  в ширину (для лучшего распределения нагрузки на плечи. Застежки - фастексы располагаются (застегиваются) впереди.

Материал рюкзака лучше выбрать из водоотталкивающего материала (полиэстера, устойчивого к мокрому трению, мытью) и обязательно прошитого, а не проклеенного. Рюкзаки, изготовленные из кожи более тяжелые. Желательно, чтобы у рюкзака было плотное дно, т.к. в случае если рюкзак упадет в лужу, учебники не намокнут. И особенное внимание нужно уделить к светоотражающим элементам, чтобы ребенка было хорошо видно в темноте. Их можно приклеить самостоятельно, если у понравившейся модели они отсутствуют.

Еще важный показатель – вместимость рюкзака. Лучшим вариантом будет несколько отделений внутри и место для сменки и перекуса ребенка. Внешние карманы тоже должны быть прочными и удобными

Дополнительные элементы - полезные мелочи, которые могут пригодиться. Они не обязательны, но удобны. Например: дождевик, который прячется в крышке рюкзака и лампочка, чтобы ребенка было лучше видно в темноте.

Какой рюкзак лучше не покупать? Слишком мягкий, на колесиках (в учебном заведении в котором несколько этажей или в грязь, снег он будет бесполезен.

Если носить рюкзак на одной лямке, нагрузка будет распределяться неравномерно и увеличивается шанс появления сколиоза.

 

ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Все без исключения мамы, да и папы то же, волнуются за своих чад и их здоровье. А ведь одним из главных вопросов, отчего зависит наше здоровье является правильное питание. Наши дети большую часть дня проводят в школе и их родители задаются вопросом: хороши ли школьные обеды, и не страдает ли их ребенок от недостатка питательных веществ и витаминов, получаемых со столовской едой? А может лучше дать школьнику с собой домашней еды?

Период школьного обучения детей характеризируется интенсивными процессами роста детского организма, поэтому нарушение питания может привести к серьезным отклонениям в функционировании всех систем организма ребенка. Кроме того, голодный ребенок не сможет нормально усвоить учебный материал, поскольку все его мысли будут связанно только с едой. Вот почему одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания.

При хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак и обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа. Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, а в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком и обедом и после занятий скушать полдник и ужин. Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма. При составлении меню обязательно необходимо учитывать потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.

Одной из самых распространенных причин отказа ребенка от школьной еды является его разборчивость в еде. Необходимо понимать, что школьное меню разрабатывается без учета вкусовых предпочтений именно Вашего ребенка. И если Вы, при планировании рациона ребенка, исключали из него те блюда и продукты, которые ему не нравятся, то в школе этого никто делать не будет. Поэтому специалисты рекомендуют еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тому, что кушать нужно не только вкусные, но и полезные продукты.

Другой, не менее распространенной причиной отказа от школьного питания является пищевая аллергия и различные заболевания ребенка. Если Ваш ребенок страдает аллергией на некоторые пищевые продукты, то далеко не вся еда в школьной столовой ему подходит. А при некоторых заболеваниях (диабет, гастрит и т.д.) необходимо придерживаться определенного рациона питания, который в школе не всегда может быть обеспечен. Поэтому очень важно заранее предупредить классного руководителя о любых проблемах со здоровьем ребенка.

А что делать, если ребенок не может или не хочет кушать в школьной столовой? Выход только один: давать ребенку еду с собой. Второй завтрак и обед, приготовленный дома, должен быть сбалансированным и вкусным. При этом «сухомятка» в виде бутербродов недопустима. Собирая еду в школу, обязательно включите в меню белковую пищу (рыба или мясо), злаковые (каша, хлопья), свежие фрукты и овощи, а также молочные и кисломолочные продукты.

Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. Следует употреблять йодированную соль. В межсезонье (осень-зима, зима-весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.

Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

ПОМНИТЕ, ЧТО ОТКАЗ ОТ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПИЩИ, РАЗЛИЧНЫЕ ДИЕТЫ ГРОЗЯТ СЕРЬЁЗНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ И ДРУГИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА!!!

 

Питьевой режим

Питьевой режим в школе играет важную роль для поддержания здоровья учеников. Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и СП 2.4.3648-20, в школах питьевой режим должен быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, использование устройств для выдачи воды, выдача упакованной питьевой воды или использование кипячёной питьевой воды. Вот основные требования к организации питьевого режима:

  • Свободный доступ учащихся к питьевой воде в течение всего времени пребывания в школе.
  • Наличие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность бутилированной воды.
  • Бутилированная вода не должна использоваться по истечению срока годности, установленного изготовителем.
  • Мойка и дезинфекция кулеров не реже одного раза в неделю и раз в три месяца соответственно.
  • Обработка чаши фонтанчика моющими и дезинфицирующими средствами ежедневно.
  • Обеспечение чистой посудой (стеклянной, фаянсовой либо одноразовой) изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, из расчета количества учеников.
  • Наличие отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды, контейнеров для сбора использованной одноразовой посуды.
  • Размещение кулеров в местах, защищённых от прямых солнечных лучей.
  • Замена ёмкостей с водой в установках с дозированным розливом по мере необходимости, но не более срока годности после вскрытия, указанного производителем.
  • Кипячение воды не менее пяти минут и охлаждение её до комнатной температуры перед раздачей.
  • Смена кипячёной воды в ёмкости для раздачи не реже трёх часов.
  • При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой не менее 1,5 литра на одного ребенка.

Соблюдение этих требований поможет создать комфортные и безопасные условия и сохранить здоровье учеников при нахождении в образовательной организации.

  

Педикулез

Педикулез (вшивость) - распространенное заболевание кожных покровов и волос, вызываемое кровососущими паразитами (вшами). Педикулез широко распространен в мире и представляет проблему не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах. Эпидемическое значение педикулеза в том, что вши – единственный фактор передачи сыпнотифозной инфекции, которая, несмотря на видимое эпидемическое благополучие, сохраняет свою актуальность.

Основными симптомами педикулеза являются: кожный зуд в месте укуса вши, сыпь, расчесы, наличие гнид в волосах.

На человеке паразитирует три вида вшей – головная, платяная, лобковая. Возможно поражение смешанным педикулезом (например, одновременное присутствие головных и платяных вшей). Стадии развития вшей: яйцо (гнида) – личинка – взрослая особь. Наибольшую эпидемическую значимость представляют платяные вши. Человек заражается сыпным тифом при попадании выделений инфицированной вши в ранки в местах расчеса после укуса или при раздавливании насекомого. Лобковая вошь практически не имеет эпидемического значения, однако так же, как платяная и головная вши, причиняет человеку большое беспокойство.

Группы риска составляют лица, работающие в сфере услуг (парикмахерские, бани, прачечные, на транспорте, лечебно-профилактические и спортивно-оздоровительные учреждения и т.п.), ведущие асоциальный образ жизни. Головным педикулезом в преимущественном большинстве поражены дети школьного возраста, а вот платяным - лица, ведущие асоциальный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства.

Что нужно знать, чтобы не заразиться: необходимо соблюдать правила личной гигиены, пользоваться только личными вещами и одеждой, периодически осматривать голову всех членов семьи раз в неделю, обращать особое внимание на постельные принадлежности во время поездок на отдых, тщательно проводить осмотр головы ребенка после каникул.

Что делать, если обнаружены вши или гниды? Купить в аптеке любое средство для обработки педикулеза, вымыть голову шампунем или детским мылом, механическим способом удалить погибших насекомых и гнид (вычесать частым гребешком). Надеть чистое белье и одежду, постирать постельное белье и вещи, прокипятить их в 2%-ном растворе соды в течение 20 минут или прогладить горячим утюгом с паром. Осмотреть и при необходимости обработать всех членов семьи. Повторить осмотр на педикулез всех членов семьи в течении месяца через каждые 10 дней.

Как предупредить педикулез? Несложно. Нужно только выполнить обычные требования личной  гигиены: мытье головы и тела горячей водой с мылом – по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней.

Запрещается отправлять детей в детский сад и школу при наличии у них педикулеза или недолеченного педикулеза. Медицинский персонал общеобразовательных, средних и специальных учебных заведений обязан перед каждым проведением занятий (после каждых каникул – не реже 4-х раз в год) и ежемесячно, выборочно проводить осмотры волос и одежды детей.