Новости
Семинар «Организация работы с детьми «группы риска»
22
февраля
2023
В МБОУ СОШ№5 г.Азова была проведена работа с детьми «группй риска» профилактическая работа.
10 января 2023 года МБОУС ОШ№5 прошел семинар «Организация работы с детьми «группы риска» для классных руководителей. Обсуждались вопросы по теме «Организация работы с детьми «группы риска».
Цель семинара: обмен опытом и организация деятельности социально-психологической службы и классных руководителей школ района с трудными детьми, требующими особого внимания.
На данном семинаре-практикуме руководителем МО педагогов-психологов было представлено сообщение на тему «Система работы по оказанию помощи детям «группы риска», отражающей необходимость взаимодействия педагога-психолога и классного руководителя в воспитательной работе с «трудными» детьми.
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации.
Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы.
Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволяет определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности: слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.
Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса.
Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска.
Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
- непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Классные руководители, социальные - педагоги и педагоги-психологи, принявших участие в работе семинара, дали высокую оценку значимости семинара, и выявили пожелания дальнейшей работы по данному вопросу.
Цели недели:
- формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни;
- формирование умений и навыков у обучающихся, необходимых для преодоления кризисных состояний;
- гармонизация психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания;
Задачи:
- привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;
- разработка основных правил семейного воспитания в группе;
- способствовать созданию комфортных условий в группе для развития ребенка.
Цель групповой работы;
- предоставить возможность задуматься и оценить о своем поведение, а также воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем;
- формирование социального здоровья подростков с состоящих на ВШУ и в «группе риска», направленного на развитие эмоционально- устойчивой деятельности, способной противостоять негативному влиянию социума;
- формировать привычку к здоровому образу жизни;
- формирование стремление к самопознанию, расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления ;
- формирование навыков по повышению стрессоустойчивости;
*создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
Проведены следующие мероприятия:
- Проведены индивидуальные беседы с детьми «группы риска»;
- Проведены беседы: в 6-11 классах « Мы в ответе за свои поступки»
- Проведены занятия с элементами тренинга «Наш выбор успешная жизнь»;
- «Обратите на меня внимания! Поймите меня»:»Жизнь пройти, не поле перейти!»
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом:
- выявление детей группы риска;
- диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
- составление определенной программы профилактики или коррекции;
- воплощение программы в жизнь;
- подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают:
- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
- заинтересованность;
- содействие;
- доверие.
В ходе семинара обсуждались вопросы, решались практические ситуации связанные с работой с данной категорией детей.