Новости

Родительское собрание «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»

28

апреля

2023

В МБОУ СОШ№5 г.Азова 27.04.2023 года прошло родительское собрание 5-11классов по теме: «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика».

/выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №5 г.Азова/

Причины, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

  • крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»
  • агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
  • неправильная родительская позиция относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость;
  • безразличие взрослых к проблемам подростка, к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям;
  • развод родителей;
  • появление в доме отчима или мачехи;
  • чрезмерная опека, ограничение свободы, вызывающая раздражение, неудовлетворение по­требности в независимости, самостоятельности;
  • это знак протеста против конфликтных неблагополучных взаимоотношений, бегство от проблем, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 - 13 лет).
  • ухудшение положений в группе сверстников, отчуждение от коллек­тива, пренебрежение и изоляция.

(слайд 1 )

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так?

Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома.

(слайд 2 )

Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома, образовательного учреждения. По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи - 10-17 лет.

Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70% – это дети из благополучных семей.

Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

(слайд 3)

Выделяют следующие типы побегов подростков (Ю.Л. Строганов, Б.Н. Алмазов):

  1. Эмансипационные побеги наиболее часто совершаются (45%), чтобы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых.  Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе, сочетаются с алкоголизацией во время побега. Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет.
  2. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. Этот вид составляет 26% побегов.
  3. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество (наблюдаются в 20% случаев). В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 - 17 лет), убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.
  4. Дромоманические побеги  (от греческих слов  «дромос»  -  дорога,  путь и «мания» - одержимость, страстное влечение) происходят внезапно,  и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка(6%).

Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Это - один из вариантов защитного поведения. Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями.

(слайд 4) Причины, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

  • крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»
  • агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
  • неправильная родительская позиция относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость;
  • безразличие взрослых к проблемам подростка, к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям;
  • развод родителей;
  • появление в доме отчима или мачехи;
  • чрезмерная опека, ограничение свободы, вызывающая раздражение, неудовлетворение по­требности в независимости, самостоятельности;
  • это знак протеста против конфликтных неблагополучных взаимоотношений, бегство от проблем, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 - 13 лет).
  • ухудшение положений в группе сверстников, отчуждение от коллек­тива, пренебрежение и изоляция.

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воро вать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

(слайд 5)

Рассмотрим основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей.

  1. Отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
  2. Позиция уклонения: эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
  3. Позиция доминирования по отношению к детям: для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.
  4. Отвергающе-принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

(слайд 6)

Вот несколько простых советов для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком:

1) Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2) Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3) Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали. Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4) Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями. Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5) Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает.

(слайд 7)

6) Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом учитывая его желания. Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

8) Никогда не бейте своего ребенка. Вместо физического наказания используйте слова.

(слайд 8)

9) Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома.

10) Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

11) Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

(слайд 9)

ПОМНИТЕ! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ

  1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня.
  2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22.00.
  3. Обращать внимание на окружение ребенка, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и телефоны.
  4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
  5. Провести с несовершеннолетними беседы на следующие темы:
  • безопасность на дорогах;
  • безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
  • безопасность при террористических актах;
  • общение с незнакомыми людьми и т.д.
  1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
  • сообщить в администрацию образовательного учреждения;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы МВД.
  1. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 6  сделать  письменное заявление  в органы МВД, при этом иметь документ удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото в электронном варианте, иметь при себе номера телефонов с кем общается. в соцсетях.
  2. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в органы МВД о его возвращении.

Памятка родителям

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка.

Шаг первый: Вспомните все, о чем  говорил ваш ребенок в последнее время. Зачастую наши дети нам говорят почти все, другое дело слышим ли мы их. Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка. Проверить велся ли дневник (в письменном или в электронном варианте).

Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий:  Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден — обращайтесь в соответствующие органы. Прежде всего, подать заявление на розыск в территориальное отделение МВД.  Заявление у вас обязаны принять по первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: документ удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото н/л (в электронном варианте),  иметь при себе номера телефонов с кем общается н/л. Заявление в полицию необходимо написать собственноручно, подать в дежурную часть, получив отрывной талон.

Шаг четвертый: Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали по знакомым и родственникам, а так же телефоны, по которым с вами можно связаться.

Шаг пятый: Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение. Периодически связывайтесь  со знакомыми и друзьями сына (дочери).  В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома,  пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг шестой: Найдя своего ребенка, спокойно попытайтесь разобраться, почему подросток ушел из дома.