Москаленко Галина Николаевна

 

Учитель  начальных классов, заместитель директора по УВР
 

  

  

Эссе «Я  УЧИТЕЛЬ»

 

Профессия учителя – моя мечта с детства. И в выборе профессии я не ошиблась. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам.

 

   - Что же значит быть учителем?

 

Я считаю, что быть учителем – это не просто работа, это образ жизни, состояние души! Учитель не может быть равнодушен к своим ученикам. Без любви и уважения к детям не может быть настоящего учителя. Еще Л.Н.Толстой писал, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».  Поэтому я всегда стараюсь не только научить, но и понять и услышать учеников, помочь им советом.

  

Одна из главных моих задач - это развитие и воспитание детей знающих, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Главное, что каждый сделает свой выбор, ощутит себя настоящей личностью. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

 
- А какова же моя  роль как учителя? Зачем я нужна моим ученикам? Ответ на эти вопросы я нашла в притче «Зачем нужен учитель?»

          

Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

       

Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

       

Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

    

Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

       

На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

         

Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

         

И вот я пришла в школу, где работаю уже 32 года. Каждый день я вижу ясные глаза детей, и их сто тысяч «почему» заставляют нас искать ответы.

 

- Что же дает мне эта работа, - спросите Вы.

 

- Прежде всего - то незаменимое общение с детьми, ради которого я каждый день хожу в школу. Своё предназначение вижу в том, чтобы помогать растущему человеку искать свой смысл в жизни, создавать благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.

 

- Что же самое главное в работе учителя, на мой взгляд?

 

Прежде всего,  нужно помочь ребёнку в его жизненном самоопределении. Именно в начальной школе ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я могу",   у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Дети открывают сам факт своих переживаний, и моя следующая задача научить их искать выход из различных ситуаций, вооружить их средствами самореализации, создать ситуацию успеха. Когда входишь в класс и видишь  глаза учеников, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Важно создать такие условия для саморазвития ребенка, чтобы он был успешен в среднем звене и после окончания школы мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

 

-Возможно ли решение этих задач, если в процесс не включён сам ученик?

 

-Нет и еще раз нет! Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации целей и задач, выработанных совместно. Обоюдный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет содержание моей концепции учителя.

 

Обучая ребёнка основам разных наук, стараюсь научить и самой сложной, но такой необходимой науке, как жить среди людей. Умение строить отношения очень помогает в жизнедеятельности класса, способствует быстрому разрешению конфликтов. В классе царит доброжелательная атмосфера, учитель и ученики открыты друг для друга, а это способствует полноценному общению.

 

- Кто из корифеев отечественной педагогики мне близок? - поинтересуетесь Вы.

 

-Ответ не заставит себя долго ждать. Это А.С.Макаренко, который утверждал, что «человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного». Уверена: устойчивый результат воспитания и обучения обеспечивает мне «педагогика параллельного воздействия», сущность которой состоит в том, что только в процессе разнообразной деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.д.) и в результате привлечения естественных сил детей к ней происходит развитие этих сил, формирование личности в целом.

 

Мне близка позиция Антона Семёновича, который объяснял необходимость этой педагогики тем, что ребёнок не должен чувствовать себя объектом воспитания, он должен чувствовать себя живым человеком.

 

«Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость» - эти слова А.С.Макаренко помогают мне сформировать субъективную позицию ребёнка и даже, не улыбайтесь, реализовывать психотерапевтическую функцию общения. Я использую такие формы организации планирования, как анкетирование, беседа, «круглый стол». Заметила, что многие дети не могут внести интересные предложения, потому что стесняются высказывать своё мнение. Поэтому у нас есть волшебная тетрадочка, «Копилка замечательных идей», в которую ребята могут анонимно записать свои пожелания и предложения. Планируя «завтрашние радости», всегда продумываю перспективу общественных поручений, которые будут меняться в зависимости от личностного роста каждого. Учитываю ли я желание ребёнка при выборе поручений? Несомненно! Ведь если они выбираются самостоятельно, тогда деятельность становится «радостью сегодняшней», тогда приходят успех, удовлетворение, уважение и уверенность в себе, а значит, возможность усложнять виды работы, освоить новое содержание, поставить перед собой новые, более сложные цели.

 

- Что в своей работе учителя считаю сложным? - этот вопрос будет вполне закономерным.

 

- Признаюсь честно: работу с родителями. Они оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Считаю ошибочным мнение, что часть родителей мешает нашей работе, что лучше бы они не вмешивались и не портили нашу деятельность. Это миф учительского сознания. Школа не может изменить мир, учитель не может изменить родителей, но он может и должен выбрать оптимальный путь общения с ними. Мы можем помочь нашим детям только в том случае, если родители будут нашими помощниками и союзниками. На родительском собрании, анализируя различные виды деятельности учащихся, обязательно рассказываю о положительных результатах. Считаю недопустимым ругать конкретных учеников, называя фамилии, за неуспеваемость, за проступки, тем самым провоцируя конфликт между родителем и учителем, родителем и ребёнком. Если родитель знает, что ему расскажут что-то важное, интересное, нужное, что его не поставят в неудобное положение провинившегося школьника, он сам активно идёт на контакт, доверяет учителю, становится союзником. Этот союз оптимизирует процесс освоения ребёнком социума во всех его проявлениях.

 

Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики? Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить.

 

Я убеждена, что выбрала самую интересную профессию: каждый день дарит встречу с моими друзьями – коллегами и учениками, каждый урок готовит новые открытия для моих воспитанников, а я всегда радуюсь, когда вижу горящие глаза детей.     Мне важно помочь ребенку раскрыть себя, показать все свои возможности. Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки, слышать их звонкий смех, держать за тёплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу.

         

Каждый ребёнок для меня - лучик, а  я стараюсь быть для них ярким солнышком. И моя задача достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя. Стать первым учителем не по счёту, а по уважению!