Психолого-педагогическая помощь

Семинар «Организация работы с детьми «группы риска»

22

февраля

2023

В МБОУ СОШ№5 г.Азова была проведена работа с детьми «группй риска» профилактическая работа.

10 января 2023 года МБОУС ОШ№5 прошел семинар «Организация работы с детьми «группы риска» для классных руководителей. Обсуждались вопросы по теме «Организация работы с детьми «группы риска».

Цель семинара: обмен опытом и организация деятельности социально-психологической службы и классных руководителей школ района  с трудными детьми, требующими особого внимания. 

На данном семинаре-практикуме руководителем МО педагогов-психологов    было представлено сообщение на тему «Система работы по оказанию помощи детям  «группы риска», отражающей необходимость взаимодействия педагога-психолога и классного руководителя в воспитательной работе с «трудными» детьми.

Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации.

Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы.

Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы. 

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволяет  определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:  слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.

Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса. 

Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска.

Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом. 

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: 

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 

Классные руководители, социальные - педагоги  и педагоги-психологи, принявших участие в работе семинара, дали высокую оценку значимости семинара, и выявили пожелания дальнейшей работы  по данному вопросу.

 Цели недели:

  • формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование умений и навыков у обучающихся, необходимых для преодоления кризисных состояний;
  • гармонизация психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания;

Задачи:

  • привлечение педагогов для совместной организации досуговой деятельности детей;
  • выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;
  • разработка основных правил семейного воспитания в группе;
  • способствовать созданию комфортных условий в группе для развития ребенка.

Цель групповой работы;

  • предоставить возможность задуматься и оценить о своем поведение, а также воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем;
  • формирование социального здоровья подростков с состоящих на ВШУ и в «группе риска», направленного на развитие эмоционально- устойчивой деятельности, способной противостоять негативному влиянию социума;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни;
  • формирование стремление к самопознанию, расширение представлений о    жизненных проблемах и способах их преодоления ;
  • формирование навыков по повышению стрессоустойчивости;

    *создание у ребенка  ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

Проведены следующие мероприятия:

  • Проведены индивидуальные беседы с детьми «группы риска»;
  • Проведены беседы: в 6-11 классах « Мы в ответе за свои поступки»
  • Проведены занятия с элементами тренинга «Наш выбор успешная жизнь»;
  • «Обратите на меня внимания! Поймите меня»:»Жизнь пройти, не поле перейти!»

Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: 

  • выявление детей группы риска; 
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 
  • воплощение программы в жизнь; 
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 

Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: 

  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
  • заинтересованность; 
  • содействие; 
  • доверие.

В ходе семинара обсуждались вопросы, решались  практические ситуации связанные с работой с данной категорией детей.