Психолого-педагогическая помощь

Суицид. Это слово пугает всех – родителей, педагогов, психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы.

Большинство исследователей отмечают, что суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума к 16-19 годам.

Самоубийство, суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ситуация, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а так же в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Личность ребенка формируется не в вакууме, не сама по себе, а под воздействием среды, в процессе его общения с окружающими и,  прежде всего, с родителями. Последнее имеет решающее значение для его социализации и воспитания. Ответственность за судьбу детей лежит в первую очередь на родителях, ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, и именно родители воспитывают эту уверенность. У ребенка должна быть «жилетка», в которую можно в любой момент выплакать все свои проблемы.

Вне семьи невозможно воспитать личность, но не всегда условия в семье способствуют благоприятному развитию ребенка и его психическому комфорту.

Анализ материалов психологов и психиатров показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за проблем, связанных с домом, семьей, близкими, из-за необоснованно суровой и непоследовательной дисциплинарной тактики. Подросток чувствует себя ненужным, непонятым, обузой, изгоем или, напротив, требует демонстрации любви к себе, когда претензии взрослых не соответствуют его возможностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Дисфункция современных семейных систем, нарушение детско-родительских взаимоотношений являются одним из отягощающих факторов риска суицида у подростков.

Именно поэтому мы считаем, что разработка программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида является актуальным направлением.

Рекомендации взаимодействия с подростком, если он склонен к суицидальному поведению или имел в прошлом попытки суицида

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.
  • Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше».
  • Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
  • Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
  • Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

Анкета для родителей: «Знаю ли я своего ребенка?»

Инструкция: необходимо мысленно отвечать на вопросы «Да» или «Нет»  на ответ дается 3 секунды.

  1. Было ли рождение Вашего ребенка желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы каждый вечер разговариваете с ним по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4.  Проводите ли Вы  с ребенком свой выходной день?
  5. Обсуждаете ли Вы  с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Обсуждаете ли  Вы с ним его внешний вид, моду, манеру одеваться?
  7. Знаете ли Вы его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Знаете ли Вы его о его времяпрепровождении, увлечениях, занятиях?
  9. Знаете ли Вы о его  влюбленности, симпатий?
  10. Знаете ли Вы о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Знаете ли Вы, какой его любимый предмет в школе?
  12. Знаете ли Вы кто его любимый и нелюбимый учитель?
  13. Идете ли Вы первыми на налаживание контакта, разговор?
  14. Просите ли вы прощение у ребенка (хотя бы иногда)?
  15. Не допускаете ли Вы оскорбления и  унижение своего ребенка?

Интерпретация результатов: Если на большинство вопросов ответ «Да», то это подтверждение верного родительского пути и того, что ситуация под контролем, а в трудную минуту родитель сможет оказать помощь своему ребенку.