Учительская
Схема анализа лирического стихотворения
26
февраля
2020
1. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали литературные течения и направления, к кому был близок автор.
2. СТРУКТУРА ОБРАЗОВ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
Тема (о чём?) и идея (зачем, с какой целью, ради чего написано, что хотел сказать автор) произведения. Движение (изменение) мысли и чувства в художественном тексте.
Развитие конфликта и сюжета (если они есть).
Система художественных образов стихотворения.
Прямая или опосредованная связь их с жизнью человека или его чувствами. (Например, в стихотворении «Парус» - образ одинокого человека, романтика).
3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Тропы и фигуры (сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора и т.д.).
Языковой анализ текста:
поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукопись);
поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и т.д.)
4. РИТМ. СТИХОТВОРНЫЙ МЕТОД
Ямб, хорей амфибрахий, анапест, дактиль.
5. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Ода, гимн, романс, элегия, послание…
6. ЧЕРТЫ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, ЕГО СООТНЕСЁННОСТЬ С АВТОРОМ
7. ЛИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ